Экономика

Соц-эконом развитие
Прогноз СЭР
Стратегия
Программа СЭР
Программа СЭР МО
Паспорт района
Доклад главы
Указы Президента
Итоги
План
Муниципальные программы
Порядок
Перечень
Программы
Мониторинг
Отчёты
Оценка
Предпринимательство
Финансовая поддержка
Информации
Конкурсы
Семинары
Архив раздела
Имущественная поддержка
Реестр выданных лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции
Развитие конкуренции
Федеральные и региональные НПА
Ответственные должностные лица
Мониторинг состояния и развития конкурентной среды
Опросы
Соглашение о внедрении Стандарта развития
Сведения о выполнении Соглашения
Программа обучения
Полезные ссылки
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ)
Уведомления
Публичные консультации
Отчеты
Документы раздела
Муниципально-частное партнерство(МЧП)
Господдержка инноваций
Реестр по cубсидиям
Муниципальные закупки
Канал прямой связи инвесторов с руководством администрации Нефтекумского муниципального района СК
Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год
Местные инициативы
Праздники России
Отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка установленного порядка управления и распоряжения казны НМР СК, законность распоряжения объектами муниципальной собственности, переданными в аренду, безвозмездное пользование» PDF Печать E-mail
Автор: АНМР СК   
05.04.2017 16:55

 

г. Нефтекумск                                                                     20 февраля 2017 года

 

1.Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3 раздела 2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Нефтекумского муниципального района Ставропольского края на 2017 год, утвержденного распоряжением  председателя Контрольно-счетной палаты Нефтекумского муниципального района от 27.12.2016 года № 15-о.

2.Предмет контрольного мероприятия: деятельность отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, контроль за эффективным, законным распоряжением объектами муниципальной собственности, переданными в аренду, безвозмездное пользование.

3.Объект контрольного мероприятия: отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.

4.Цель контрольного мероприятия: проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящегося в собственности  Нефтекумского муниципального  района Ставропольского края.

5.Проверяемый период деятельности: 2016 год.

6.Сроки проведения контрольного мероприятия:

с 12.01.2017 года по 10.02.2017 года.

По результатам контрольного мероприятия оформлен акт:

Акт  № 1 от  14 февраля 2017 года, подписан без разногласий.

Результаты контрольного мероприятия:

Согласно статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к вопросам местного значения муниципального района. Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определен Решением Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 15 апреля 2014 года «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края».

Имущество (движимое или недвижимое), являясь муниципальной собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ, а также входить в состав имущества казны.

Пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, обязывает органы местного самоуправления вести реестры муниципального имущества, порядок утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». (далее – Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424). Ведение реестра возложено на  Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - Отдел), который  является отраслевым (функциональным) органом, входящим в структуру администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом, его эффективного использования, учета объектов, являющихся собственностью Нефтекумского муниципального района.

Согласно пункту 5 Порядка ведения реестра, Реестр муниципального имущества ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Согласно п.4 Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424, реестр должен состоять из 3 разделов:

1. сведения о муниципальном недвижимом имуществе;

2. сведения о муниципальном движимом имуществе;

3. сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям.

На момент проверки ответственными за организационную деятельность в проверяемом периоде являлись: начальник Отдела – Линник Алия Алексеевна,  ведущий специалист – Сивцева Елена Петровна.

Для ведения реестра на электронном носителе Отделом используется программный модуль «БАРС - Имущество».

Контрольно-счетной палатой в 2014 году проведена проверка ведения Отделом реестра муниципального имущества Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. Установленные нарушения и замечания предлагалось Отделу устранить согласно Представлению от 05.09.2014 года №1-п. В адрес Контрольно-счетной палаты Отделом было направлено информационное письмо, в котором не отражалось объективной информации об устранении выявленных нарушений, что явилось основанием для проведения настоящего контрольного мероприятия.

1.Анализ эффективного  управления и распоряжения, своевременного отражения движения объектов муниципальной собственности.

По запросу Контрольно-счетной палаты Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее – Контрольно-счетная палата) для проверки предоставлены 14 договоров аренды нежилых помещений, действующих в проверяемом периоде. Из них 12 договоров аренды заключены с юридическими лицами. Договоры оформлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, условия согласованы, письменная форма соблюдена, имущество передано в пользование и принято без замечаний. Расчет арендной платы произведен на основании заключений об оценке рыночной стоимости ставки арендной платы за недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Нефтекумскому муниципальному району Ставропольского края, подготовленного  в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для проверки Отделом предоставлены лицевые счета по договорам аренды, отражающие начисление и перечисление арендной платы. Анализ данных документов показал, что  сумма начисления за период 2016 года не соответствует общему начислению, указанному в счете. Также ряд лицевых счетов отражает суммы начисления, включающие в себя налог на добавленную стоимость (далее - НДС), а договорами аренды предусмотрено иное, т.е. исключение НДС из начисления. По мнению Контрольно-счетной палаты ведение учета арендных платежей, таким образом, приводит к искажению отчетности. Установленный факт был донесен до начальника Отдела, в результате чего, указанные недоработки были устранены, и предоставлены лицевые счета, отражающие достоверность начисления и оплаты аренды за нежилые помещения.

Доходы от аренды нежилых помещений за период 2016 года выполнены  в сумме 652,05 тыс. рублей. Неналоговые поступления по данному виду доходов составили 72,45% по отношению к первоначальному прогнозному плану. Причина такого отклонения сложилась по итогам образовавшейся задолженности. На 31.12.2016 года задолженность по арендной плате составила   по  основному долгу - 672,14 тыс. рублей,  пени (неустойки) в размере – 151,81 тыс. рублей. Должниками являются:

1) Администрация муниципального образования города Нефтекумска Нефтекумского района Ставропольского края;

2) Местное отделение Общероссийское общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Нефтекумского района Ставропольского края.

В соответствии с п. 4.2.1 договоров аренды с указанными арендаторами, Отделом проводится претензионная работа по просроченной арендной плате. Также Отдел обратился в арбитражный суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности. Отделом обоснованно мотивированы исковые требования за ненадлежащее исполнение арендаторами принятых обязательств по договорам. На момент проверки судебные разбирательства продолжаются.

На основании решения Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края третьего созыва от 15 апреля 2014 года № 158 «О предоставлении недвижимого имущества, находящегося в собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края социально-ориентированным некоммерческим организациям и общественным объединениям» и распоряжений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края  «О предоставлении в безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края» Отделом заключены договора на  безвозмездное пользование имуществом.  В проверяемом периоде 2 действующих договора безвозмездного пользования.  Представленные договоры оформлены с учетом норм действующего законодательства, подписаны акты приема - передачи. В безвозмездное пользование передано 63 кв.м. недвижимости:

1)Общественная организация местная ногайская национально-культурная автономия Нефтекумского района Ставропольского края, договор от 29 мая 2014 года № 01, площадь использования – 46,8 кв. м;

2)Общественная организация «Нефтекумская районная организация Всероссийского общества инвалидов», договор от 28 октября 2014 года № 02, площадь использования – 16,2 кв. м.

В соответствии  Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н в  целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, имущество, переданное по договорам безвозмездного пользования, учтено на забалансовом счете 26.

По запросу Контрольно-счетной палаты  Отделом  предоставлена информация, отражающая перечень пустующих помещений  в 2016 году по адресу:

- г. Нефтекумск, ул. Заводская 3 (1 этаж), площадь – 216,6 кв.м;

- г. Нефтекумск, ул. Анны Шилиной 22 (здание гаража 4 бокса);

- г. Нефтекумск, микрорайон 2, дом 11, площадь – 159,1 кв. м.

Наличие свободных помещений свидетельствует о том, что для увеличения поступления доходов в бюджет района не в полной мере решается задача по вовлечению в оборот пустующих объектов муниципальной собственности. 

2. Ведение реестра муниципальной собственности.

Уведомлением Контрольно-счетной палаты  от 09.01.2017 года №1 предусмотрено предоставление для проверки Реестра муниципального имущества. Анализ представленного документа показал, что  Реестр  ведется в нарушение Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 года № 424 .Так, Реестр не содержит четких разграничений объектов муниципальной собственности по разделам, имущество отражено методом перечисления, при этом нарушается порядок учета, т.е. реестровый номер, который является уникальным и при переносе данных об объекте учета в архив, по некоторым объектам повторяется. В виду этого, сложно определить количество единиц движимого, недвижимого имущества.

Дополнительно выявлено, что состав информации (граф) в Реестре, не полностью соответствует п.4 Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424, а именно:

1. Отсутствуют сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого (движимого) имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;

2. Отсутствует основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации на все объекты;

3. Сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

4. Отсутствуют  реквизиты документов – оснований (даты) возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.

В ходе контрольного мероприятия также установлено:

?   данные бухгалтерского учета и Реестра муниципальной казны не соответствуют друг другу. Т.е. просчитав общую стоимость объектов недвижимости по реестру, Контрольно-счетная палата вышла на сумму 139 543,181 тыс. рублей, что  не соответствует сумме, отраженной  в реестре в  графе 1 «казна» - 139 010,464 тыс. рублей, при этом количество объектов указанно не верно. По нескольким объектам стоимость в реестре разница с балансовой стоимостью в ведомости имущества казны.

?  учет в Реестре объектов, идентифицировать которые невозможно, так как адресные ориентиры по ним отсутствуют, указан адрес: г. Нефтекумск, без уточнения точных координат.

? искажения информации в Реестре на бумажном носителе, произошедшие при выгрузке информации из специализированного программного продукта «БАРС - Имущество», связанные  с потерей части информации (например: нежилое здание   по адресу г. Нефтекумск, мкр. 2 дом 11; нежилое здание (здание узла связи) по адресу г. Нефтекумск) в Реестре записаны от руки. При этом пункт 5 Порядка  ведения реестра отдает приоритет информации на бумажном носителе в случае несоответствия.

Специалистами пояснено, что программное обеспечение «БАРС - Имущество» работает не исправно,  в данном программном продукте происходят частые сбои, что понижает оперативность принятия решений в сфере управления муниципальным имуществом. По мнению Контрольно-счетной палаты, при работе программного обеспечения в нормальном режиме появится возможность отслеживать движение муниципальной собственности. Учитывая, что обновление базы данных будет проводиться постоянно, ведение реестра позволит Отделу получать целостную картину текущего состояния муниципального имущества. Следовательно, расходы   в сумме  116,65 тыс. рублей, направленные на приобретение и обслуживание данного программного продукта можно считать неэффективными.

Данные пробелы в формировании Реестра муниципального имущества не дают возможности объективно оценить состав муниципального имущества, его объем (количество, суммарную балансовую стоимость) и динамику изменения. Контрольно-счетная палата считает данные нарушения свидетельством формального подхода сотрудников Отдела к исполнению своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля со стороны начальника Отдела, а так же показателем низкого качества осуществления своих полномочий в отношении муниципального имущества.

В ходе проверки Контрольно-счетной палатой предоставлена возможность Отделу привести  реестр в соответствие с Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 №424. 9 февраля 2017 года начальником Отдела предоставлен откорректированный Реестр.

3. Учет имущества казны Нефтекумского муниципального района.

Согласно статьи 215 Гражданского кодекса имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

В ходе проверки установлено, что учёт имущества казны в системе бюджетного учёта Отделом ведётся в программном продукте «1С: Бухгалтерия». Объекты казны отражаются в бюджетном учёте в стоимостном выражении. В соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". На имущество казны амортизация не начисляется.

Анализ имущества казны с данными откорректированного реестра, показал:

?   имеются случаи несоответствия наименований объектов имущества, т.е учёт муниципального имущества должен включать в себя описание объекта учёта с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.

?   общая стоимость имущества казны согласно данным бухгалтерского учёта на 01.01.2017 года составила 144 603,35 тыс. рублей, что на 598,014 тыс. рублей больше стоимости имущества казны, учтённого в реестре. Общее число объектов имущества казны по данным бухгалтерского учёта составляет 34 единицы и не соответствует данным реестра, в котором отражено 33 объекта. Данный факт говорит о том, что сверка данных реестра имущества казны и данных бюджетного учёта должным образом не осуществляется.

?   по  объекту недвижимости (подвальное помещение по адресу: Нефтекумский район, город Нефтекумск, мкр. 0-й, д. 20 в ведомости имущества казны отражена балансовая стоимость равная 1,0 рубль. Контрольно-счетная палата считает нецелесообразным оценивать объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности в 1,0 рубль, так как данная оценка не соответствует действительности. Рекомендуем  Отделу принять меры к объективному отражению стоимости муниципального имущества.

В соответствии статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011№ 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", руководствуясь основными положениями методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 года № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Письмом Минфина России от 24 марта 2016 года № 02-070-10/17037 О сроках проведения инвентаризации объектов имущества, активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Для проверки предоставлена инвентаризационная опись по объектам  нефинансовых активов на 1 января 2017 года,  составленная на основании приказа  начальника Отдела от 26.12.2016 года № 105 «О проведении инвентаризации». Согласно заключению  инвентаризационной комиссии между фактическими данными и данными учета расхождений не обнаружено. Анализ ведомости имущества казны и реестра от 09.02.2017 года, проведенный Контрольно-счетной палатой показал, что  в казне числиться объект по адресу г. Нефтекумск, микрорайон 1, д. 21, балансовой стоимостью 598,014 тыс. рублей, наличие которого в реестре отсутствует (основание исключения Решение шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 года, где признано, что данный объект является федеральной собственностью). Таким образом, в Отделе инвентаризация  за 2015 (Решение шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 года) и 2016 годы проведена формально.  

Данный факт является свидетельством отсутствия внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни Отдела (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011№ 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Что привело  к грубому нарушению требований бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 15.11 КоАП РФ. Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1)).

Контрольно-счетная палата считает установленные нарушения свидетельством формального подхода специалистов Отдела к исполнению своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля со стороны начальника Отдела, а также показателем низкого качества осуществления своих полномочий в отношении муниципального имущества.

По установленному факту нарушения составлен протокол от 14.02.2017 года №1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы.

По результатам контрольного мероприятия установлено, что Отделом управление муниципальным имуществом, составляющим экономическую основу местного самоуправления (статья 49 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», осуществляется не эффективно. Учет и использование муниципального имущества, а также ведение реестра не обеспечивает формирование полноценной системы учета муниципального имущества и ее надлежащее функционирование:

-  отсутствует контроль за движением муниципального имущества в части изменения состава муниципальной казны;

- инвентаризация муниципальной казны в Отделе проведена в нарушение статьи 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011№ 402-ФЗ;

- не выполняются должным образом функции  контроля по распоряжению пустующими помещениями, что приводит к неэффективному использованию имущества района;

- отсутствует система учета в части внутреннего  контроля, включая контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой)  отчетности (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011№ 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Контрольно-счетная палата считает важным  отметить, что в ходе проверки  в Отдел неоднократно направлялись запросы с требованиями предоставить необходимую информацию, так как достоверность сведений, отраженных в имеющихся документах вызывали обоснованные сомнения. Запросами оговорены сроки предоставления, но Отделом отчетная документация предоставлялась несвоевременно. За выполнение должностных функций таким образом может наступить административная ответственность, предусмотренная статьей 19.7 КоАП РФ (Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в  размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч).

Отсутствие достоверной, прозрачной и полной информации о наличии, стоимости, движении муниципального имущества, в виду наличия ряда недоработок и отклонений, не позволяет сформировать экономическую основу Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.

По итогам контрольного мероприятия, Контрольно-счетной палатой предложено:

1.Принять меры по эффективному использованию муниципального имущества.

2.Обеспечить формирование и ведение реестра имущества Нефтекумского  муниципального района  в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011г. N 424;

3. Организовать и осуществлять внутренний контроль  совершаемых фактов хозяйственной жизни.

4.Для увеличения поступлений в местный бюджет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, усилить контроль за своевременностью и полнотой внесения арендной платы и вовлечению в оборот пустующих объектов муниципальной собственности;

5.Урегулировать процедуру проведения ежегодной инвентаризации объектов имущества казны с целью достижения актуальности и единообразия информации об объектах в реестре и бухгалтерском учете.

6.Настроить программный комплекс «БАРС - Имущество» для правильной эксплуатации  и ведения полноценной базы данных муниципальной собственности;

7.Принять меры по тщательному разбору причин нарушения требований законодательства, с определением мер ответственности к лицам, допустившим указанные нарушения.

8.О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в  Контрольно-счетную палату в месячный срок, в письменной форме, с приложением копии приказа о применении дисциплинарного взыскания.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты
Нефтекумского муниципального района
Ставропольского края                               
«____ »____________ 2017 год          ___________________        Г. В.Хусейнова
 
 
Инспектор Контрольно-счетной палаты
Нефтекумского муниципального района
Ставропольского края 
«____ »____________ 2017 год             ___________________         Ю.С. Шиянова

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер